Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Учебно познавательные задачи

Общая характеристика учебной деятельности в учебно познавательные задачи возрасте. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте. Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста по Общая характеристика учебной деятельности в детском возрасте Учебно познавательные задачи учебной деятельности - одна из центральных в возрастной и педагогической психологии. Обучение детей в дошкольных учреждениях рассматривается учебно познавательные задачи нашей стране как подготовительная ступень начального школьного образования. Обучение не подменяет ни игры, ни трудового воспитания, а учебно познавательные задачи связано с ними в общем педагогическом процессе. В научно-теоретическом плане проблема характера учебной деятельности детей была поставлена еще на рубеже XIX—XX вв. Некоторые исследователи считают, что не существует принципиальных отличий между характером учения в дошкольные и школьные годы, полагают, что уже, например, с трехлетнего возраста учение ребенка может рассматриваться с тех же позиций, что и учение школьников. Такой точки зрения придерживался немецкий психолог По его мнению, ребенок в этом возрасте способен усваивать передаваемые ему знания - способен учебно познавательные задачи. Штерн 1922 сформулировал противоположную точку зрения. Знания, которые ребенок получает в первые шесть лет жизни, считает он, приобретаются совершенно особым способом. Ребенок-дошкольник еще не обладает «сознательной волей к учению», для школьника же учение означает сознательное намерение усвоить и сделать данный материал своим достоянием для будущего, сохраняя его во всем объеме. Штерн считает, что ребенок-дошкольник настолько захвачен настоящим моментом, что еще далек от намерений приобретать что-либо впрок, для будущего. Само его учение является лишь продуктом другой деятельности, «бессознательным отбором» впечатлений, которые в избытке предоставляет ему окружающая среда. Штерном познавательной и волевой сторон учения очень учебно познавательные задачи. Однако нельзя согласиться с ним в решительном противопоставлении детского и школьного учения. Учебно познавательные задачи различия этих форм учения как их отождествление закрывает пути к пониманию их подлинной связи, к пониманию процесса возникновения учебной деятельности и переходов ее к более развитым формам. Пиаже сформулировал вывод о том, что в процессе социализации ребенка адаптации его к условиям жизни происходит развитие структур операций интеллекта. Возникновение и развитие более высоких интеллектуальных операций «конкретные операции», «формальные операции», «инвариантность», «обратимость» и т. Обучение может только ускорить или замедлить процесс умственного созревания, но существенно не влияет на него. Пиаже и его последователи считают, например, что пока у ребенка не созрело логическое оперативное мышление, бессмысленно обучать его умению рассуждать. Обучение должно подчиняться законам развития ребенка. Выготский рассматривал психологические особенности детского учения в тесной связи с анализом содержания педагогических воздействий. Важнейшим учебно познавательные задачи, определяющим характер детского учения, Выготский считает отношение ребенка к требованиям взрослого. Учебно познавательные задачи требования ученый называет условно программой того, кто обучает ребенка. Первых три года ребенок учится как бы по своей собственной программе, а не по программе матери и других воспитателей. В этот период никто не предъявляет особых требований к срокам усвоения ребенком тех или иных знаний и навыков, к последовательности этого процесса. Программа воспитания еще субъективно не существует для ребенка в раннем детстве. Прежде чем он становится способным учиться систематически, он проходит подготовительный этап. На этом этапе новые требования к ребенку со стороны других людей должны постепенно превратиться в его «собственную программу». И лишь к концу детского периода ребенок начинает учиться по программе, разработанной взрослыми, приближаясь к требованиям школы. Выготский 1967 связывает переход к такому учению с формированием готовности усвоить логику предмета каждой науки, учебно познавательные задачи требования к знаниям, которые должны предусматриваться дошкольной программой. По его мнению, дошкольная программа должна давать правильное толкование учебно познавательные задачи физических, биологических, общественных явлений и выполнять функцию как бы «предучения», или «предыстории», дальнейшего учения в школе. Учебно познавательные задачи поэтому уже в детском возрасте необходимо вводить ребенка в разные области действительности. Нужно открыть для ребенка мир живой и неживой природы, мир людей, музыки, словесного и других видов искусств. Такое учение должно завершаться усвоением учебно познавательные задачи чтения, счета, письма, т. Программа детского обучения, по Выготскому 1967должна: · приближать ребенка к обучению по школьной программе, т. Процесс детского обучения понимается Выготским не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройка под влиянием педагогических воздействий самих отношений ребенка с окружающей действительностью, как изменение характера деятельности ребенка и его сознания. Выготский также выдвинул и четко сформулировал положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка: обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Выготского получили развитие в исследованиях Леонтьев 1950 особое внимание уделял анализу способов усвоения знаний, роли общения в учебном процессе учебно познавательные задачи развитию мотивов учебной деятельности. Важнейшей стороной обучения, по его мнению, является общение. Ребенок не способен самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с содержанием, которое требуется усвоить. В связи с этим общение со взрослыми в процессе усвоения умений и знаний играет исключительно важную роль. Деятельность ребенка должна быть организована учебно познавательные задачи соответствии с содержанием сообщаемых знаний. Возможность формирования новых практических и умственных действий открывается только путем специальной организации такой деятельности ребенка. Леонтьев рассматривал и другую не менее важную сторону учебной деятельности ребенка - ее мотивы и внутреннее строение. Учение характеризуется не только способами усвоения и наличием или отсутствием прямой учебной цели, но и учебно познавательные задачи, ради чего учится ребенок, приобретает новые знания. Отношения, которые ребенок устанавливает в ходе обучения между прямой целью «усвоить», «научиться» и мотивами усвоения, характеризуют для него смысл выполняемых действий, учебно познавательные задачи содержание его деятельности в целом. Такой анализ «смысла» позволяет судить о том, является ли деятельность ребенка в данной учебно познавательные задачи учебной. Если в деятельности содержатся учебные задачи и ребенок активен в их решении, но учебно познавательные задачи в целом побуждается мотивами какой-нибудь другой деятельности игровой, трудовой и т. Исследования, проведенные под руководством Запорожца 1986показывают, что у детей сначала формируются учебные мотивы действий. При соответствующей организации деятельности ребенка эти мотивы легко возникают в ситуациях, связанных с игрой, несложными трудовыми поручениями, продуктивными видами деятельности. В процессе решения игровых, изобразительных учебно познавательные задачи практических задач, которые предлагаются ребенку в различных учебных целях, вместе с появлением интереса к новой деятельности возникает и более активное отношение к тому, с чем знакомят ребенка взрослые, что предлагается усвоить. Это отношение оказывает положительное влияние на принятие новых учебно познавательные задачи ребенка требований к способам деятельности. Таким образом, несмотря на отсутствие учебных мотивов деятельности, в целом в ней уже могут появляться познавательные и учебные мотивы конкретных действий. Амонашвили и других показывают, что в практике детского обучения широко используются ситуации изобразительной, конструктивной, игровой и практической деятельности в целях расширения кругозора ребенка, формирования у него новых представлений, понятий и способов деятельности. Несмотря на то что в подобных ситуациях еще отсутствуют учебные мотивы деятельности, при соответствующем влиянии они легко могут возникать в отношении непосредственно выполняемых действий. Как показывают данные педагогических и психологических исследований, появление этих мотивов не учебно познавательные задачи бесследно для ребенка и результатов его деятельности. Активность ребенка в усвоении новых действий и требуемых сведений повы­шается, и в его деятельности появляется учебный элемент, который усложняет ее внутреннее содержание и вместе с тем расширяет возможности самостоятельного применения приобретенного опыта и более активного принятия в дальнейшем сходных учебных требований. Своеобразные отношения между мотивами конкретных действий и мотивами деятельности в целом возникают в ситуации таких учебных занятий, где отсутствует предметно выраженный результат и где ребенок как бы лишается внешних вспомогательных опор. В последнее время особое внимание исследователи уделяют вопросу возникновения учебных мотивов усвоения конкретных действий в рамках не только учебной, но также игровой, практической и продуктивной деятельности. Прежде чем рассмотреть основные вопросы, касающиеся учебной деятельности детей, необходимо дать характеристику некоторых понятий, связанных с этой темой: «учение», «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность». Понятия «учебная деятельность» и «учение» могут употребляться как синонимичные. Учебная деятельность детей зарождается и развивается в рамках творческой ролевой игры. Центральные задачи учебной деятельности - усвоение знаний, умений и навыков мыслительных способностей и культуры умственного труда, т. Термины «учебная деятельность» и учебно познавательные задачи деятельность», «познавательная деятельность» имеют определенную общность, но и специфические отличия. «Познавательная деятельность» - понятие более широкое, чем два других. Для ребенка познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Понятие «учебная деятельность» более широкое, чем «учебно-познавательная деятельность», так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков. При описании учебной деятельности детей применяются понятия «действие», «операция», «прием», «умение», «навыки». Деятельность осуществляется при помощи совокупности определенных действий-процессов, подчиняющихся сознательным целям. Способы осуществления действий называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом деятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением. Умение, доведенное до реально учебно познавательные задачи автоматизма, характеризуется уже как навык. Термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответствующих действий. В учебной деятельности дети должны овладеть определенными умениями и навыками; должны овладеть умением учиться. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить, какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей, каковы условия ее развития, какие уровни учебной деятельности можно выделить, и определить ступени готовности ребенка к облучению и учению. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников Учебная деятельность должна учебно познавательные задачи ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Учебно познавательные задачи с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой дея­тельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и учебно познавательные задачи. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он учебно познавательные задачи быть. Важно помнить, что учебно познавательные задачи детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое учебно познавательные задачи не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. · Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс учебно познавательные задачи поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера. · Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень учебно познавательные задачи вызывают у детей скуку. · Необходимо понимание важности преподносимого материала. · Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. · Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. · Учебные задания, предлагаемые детям, учебно познавательные задачи быть трудными, но посильными. · Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, учебно познавательные задачи учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во учебно познавательные задачи зависит успешность организации учебной деятельности детей. Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Элькониным 1960 и С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на учебно познавательные задачи общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Эльконин 1960 отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может учебно познавательные задачи и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвое­ние системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению Усовой 1981составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно учебно познавательные задачи усвоить общий способ действий. Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Поддьякова 1977, 1985 показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия их результаты, т. Такое осознание учебно познавательные задачи успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний. Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы учебно познавательные задачи употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия. В условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного учебно познавательные задачи конкретно-практических задач, у детей вырабатывается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения. Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Максимовой 1985 показали, что старшие дети могут не только находить рассогласование между заданными и учебно познавательные задачи результатами, но и определять его величину и направление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей учебно познавательные задачи возраста стихийно складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля. Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой учебно познавательные задачи складываются. Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных результатов с учебно познавательные задачи способом действий. Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности: · принятие задачи; · выбор путей и средств для ее осуществления и следование им; · контроль, самоконтроль и самопроверка; · личностный мотивационный компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы. Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Учебно познавательные задачи развития учебной деятельности в детском возрасте В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется, прежде всего на занятиях. В связи с этим основным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание обучения и соответствующие этому содержанию методы и формы учебно познавательные задачи. Таким образом, объектом усвоения должны быть не только сами знания и умения в готовом виде, но и способы, средства их обнаружения. Усвоение детьми способов действий, направленных на познание предметов окружающей действительности, может проходить по-разному, в зависимости от путей, предлагаемых педагогом. В одних случаях познавательные задачи ставятся перед детьми изолированно от практических, в других - изолированно предлагаются практические задания, возможно и сочетание практических и познавательных задач. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она дается им непосредственно научиться измерять, считать и т. Для обоснования необходимости усвоения новых способов действий, раскрытия их смысла требуется, чтобы познавательные задачи сочетались с практическими. Познавательные задачи при этом выделяются и осознаются лучше, если они являются условием достижения понятных для детей практических целей. Когда новые способы действий усвоены, можно сблизить эти задачи так, чтобы способ действия выступал в качестве средства достижения заданной практической цели. Именно на этой основе у детей возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к решению задач, не связанных прямо с практическими целями. Наиболее эффективным путем усвоения общих способов действий учебно познавательные задачи проблемно-практические или проблемно-игровые ситуации, в которых практическая игровая задача ставится как воображаемая, перспективная. В условиях проблемно-практической ситуации задачи надо предлагать таким образом, чтобы их решение было невозможно без усвоения соответствующих способов действий. После этого путем подробного объяснения и показа детям раскрываются все операции учебно познавательные задачи, который они должны усвоить и применить впоследствии учебно познавательные задачи решении однотипных задач. Дошкольник не в состоянии сразу обнаружить отношения равенства и неравенства. Для этого ему необходимо овладеть целой системой действий, направленных на выяснение данных отношений. Например, отношения «равно», «больше», «меньше» раскрываются на основе сравнения, в учебно познавательные задачи установления взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств. Если дать подобную задачу в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации, дети примут ее лучше. Для средней группы учебно познавательные задачи задача может звучать примерно так: матрешки, которые стоят на столе у воспитателя, остались без жилья, надо каждой матрешке подобрать домик; домиков должно быть столько, сколько и матрешек. Таким образом, смысл действий раскрывается для детей по установлении взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств. В период дошкольного детства скрытые существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отображены в форме представлений. Способ деятельности по их обнаружению часто приобретает символическую и знаковую форму, поэтому наглядные модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов используемые в качестве средств обобщенного познания действительности, приобретают особое учебно познавательные задачи. Именно выполнение детьми особых действий, моделируемых в предметной или знаковой форме, некоторые простые и общие отношения реальных предметов, объектов являются одним из важнейших условий полноценного усвоения детьми знаний обобщенного характера. Моделирование является всеобщим методом опосредствованного изучения любых объектов их свойств. В детском возрасте оно имеет важное значение при усвоении элементарных математических представлений. Так, например, деятельность моделирования помогает детям понять и усвоить отношения равенства и неравенства. В практике работы детского сада эти отношения моделируются с помощью различных предметов: кружков, квадратиков, фишек учебно познавательные задачи т. Но поскольку модель отношений дается детям обычно без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокупность предметов. Необходимо же под­вести ребенка к пониманию того, что именно моделируется и зачем нужна такая деятельность. Важно, чтобы он понимал, что совокупность зеленых и желтых кружков показывает отношение реальных предметов по величине. В детском саду нужно специально учить детей тому, что через кружки и фишки моделируется равенство или неравенство любых объектов. Причем при обучении построению модели общий способ будет восприниматься легче, если задача по его усвоению связывается с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию строится в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации. Например: четыре куклы собрались в лес за ягодами, а корзинок нет. Как узнать, сколько корзинок надо принести куклам? Воспитатель предлагает способ решения задачи: корзинку каждой куклы обозначим красным кружком; к каждой кукле нужно положить по одному красному кружку - вот сколько корзинок надо принести куклам. Кружков столько, сколько корзинок нужно принести всем куклам. Дети выкладывают кружки перед собой, а для проверки правильности результата воспитатель предлагает вместо кукол положить на стол зеленые кружки. Их нужно взять столько же, сколько кукол, и положить под красными кружками. Постепенно дети начинают понимать, что предметы-заместители моделируют отношения неравенства и равенства между двумя группами любых реальных предметов. И только после этого можно переходить к установлению самих отношений равенства и неравенства: одной кукле корзинку принесли, что нужно сделать, чтобы узнать сколько, корзинок осталось принести? Для этого нужно убрать один красный кружок и т. Таким образом, поскольку подготовка к учебной деятельности осуществляется в детском саду прежде всего на занятиях, основным условием ее развития является учебно познавательные задачи организованное содержание обучения и соответствующие этому содержанию формы и методы. Основные уровни развития учебной деятельности детей Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность детей в детском возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей. Усова 1981 показала, что явление невосприимчивости детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основанной на предоставлении детям свободы в путях и способах действия, на идее «детского творчества». В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости: · обобщенность мыслительной деятельности; · осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и сло­весно-логической сторон; · гибкость мыслительной деятельности; · устойчивость мыслительной деятельности; · самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения. Усова 1981 выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у учебно познавательные задачи. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности. I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех про­цессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности. II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения. III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. Более подробно признаки этих уровней даны в таблице. Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста по Усовой I уровень II уровень III уровень · слушают указания · руководствуются ими в работе; · в случае непони-мания задают вопросы; · правильно оценивают работу других; · правильно оценивают собственную работу; · достигают нужных результатов. · слушают указания, условно придерживаются их в работе; учебно познавательные задачи самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей; · при выполнении работы склонны к учебно познавательные задачи другим детям; · результаты условны · слушают указания, но как бы не слышат; · не руководствуются ими в работе; · к оценке нечувствительны; · результата не достигают Эти показатели отражают учебно познавательные задачи возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности. На начальной ступени учебно познавательные задачи дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и учебно познавательные задачи они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают. У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвое­нию знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и учебно познавательные задачи деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности. У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свиде­тельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями. Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим. Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение учебно познавательные задачи и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства. Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Почему поступление в школу является качественно новым этапом в жизни ребенка? Каковы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 3. Обоснуйте значение воспитания самостоятельности старших дошкольников для становления готовности к школьному обучению 4. Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовке к школе? Задания для семинарского занятия Учебно познавательные задачи 1 Поразмышляйте над учебно познавательные задачи «готовность к школе» и «школьная зрелость». Раскройте содержание компонентов готовности ребенка к школьному обучению. В результате попробуйте самостоятельно определить, и сформулировать, что такое готовность обучения ребенка в школе. Таблица Компоненты готовности ребенка к школьному обучению компонент автор содержание компонента Задание 2 Проанализируйте целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования с позиции требований новой социальной роли, учебной деятельности и образа жизни первоклассника. Задание 3 Вы старший воспитатель детского сада. Разработайте сценарий семинара для педагогов Учебно познавательные задачи на тему: «Как помочь детям легко перейти в школу? Определите цель, учебно познавательные задачи, краткое учебно познавательные задачи семинара, задания для самостоятельной работы педагогов, использование активных форм работы с педагогами ДОУ, прогнозируемый результат. Задание 4 Представьте на «Конкурс предложений» перспективныцй план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе по теме «Воспитание интереса детей к школе». Предусмотрите в плане разнообразные формы работы с детьми, учебно познавательные задачи ДОО, школы, семьи. Подготовиться к семинарскому Вам помогут следующие источники 1. Готов ли ваш ребенок к школе?



copyright © loran-travel.ru