Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Принципы и содержание семейного воспитания

Семья — это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Одна из существенных особенностей семьи заключается в эмоциональной связи между ее членами, моральной ответственности друг перед другом и оказании взаимопомощи. Семья — явление историческое, ее формы, функции и содержание обусловлены обществом, уровнем его культурного и экономического развития, общественными отношениями, в том числе и производственными. В вопросе о происхождении семьи преобладают две точки зрения. Одни полагают, что при первобытно-общинном строе господствовали беспорядочные половые отношения, на смену которым пришел групповой, а позже парный брак, ставший основой сначала большого материнского рода матриархата затем большого отцовского рода патриархат. Другие исследователи утверждают, что семья изначально была парной. К основным функциям современной семьи, как и прежде, относятся репродуктивная продолжение родахозяйственно-экономическая и воспитательная. Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и значимые психологические особенности, а также способность адаптироваться к различным принципы и содержание семейного воспитания жизни. В значительной степени под влиянием семейного воспитания формируются установки в профессиональной деятельности, отношение к труду, обществу, его нормам и ценностям. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменению впоследствии. Вопрос о семейном воспитании подрастающего поколения в любом обществе и в любые времена относится к числу наиболее важных, ибо ответ на него во многом определяет будущее самого общества. Восппитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: материальных, духовных, национальных, психологических, педагогических, эмоциональных. Значение для воспитания ребенка имеет тип, структура семьи. Известно несколько форм семей, классифицируемый по разным основаниям рис. Нуклеарная семья от лат. Эта семья может быть полной или неполной, если есть только один родитель. В отличие от нее расширенная семья включает в себя также прародителей и других родственников жены или мужа. По числу детей принципы и содержание семейного воспитания подразделяются на однодетные один ребенокмалодетные двое-трое детей и многодетные более трех детей. Главенство в семье является одним из важнейших признаков, определяющих особенности семейного воспитания. Семья может быть эгалитарной, т. Потенциально проблемными являются семьи, в которых принципы и содержание семейного воспитания нормальная социализация детей. К ним относятся семьи беженцев, безработных, алкоголиков, наркоманов, преступников, а также малообеспеченные, многодетные, имеющие детей-инвалидов, проживающие в так называемых депрессивных районах. Семейные роли распределяются в соответствии с тем, кто является главным и кто занимается воспитанием. Патриархальный тип распределения предполагает главенство отца, матери при этом отводится функция воспитания детей. По данным социологических исследований, в современной России к такому типу относится большинство семей, проживающих в сельской местности. Главенство матери наблюдается преимущественно в семьях малых городов, причем мать выступает и как глава семьи, и как воспитатель детей. Эталитарная структура, предусматривающая равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения, чаще всего встречается в крупных городах. Неравенство между супругами, как правило, сопровождается иерархическими взаимоотношениями между родителями и детьми. В таких семьях детям не разрешается иметь свою точку зрения, от них ожидается безоговорочное подчинение родителям. При эгалитарной структуре к детям относятся как к равным, поощряются терпимость к инакомыслию, в том числе и среди детей, споры детей с родителями. Тип отношений между родителями и детьми сказывается на адаптационных возможностях подрастающего человека. Наиболее адаптивны к современным условиям жизни «оптимисты» — дети, выросшие, как правило, в эгалитарной семье, где позволялось спорить, отстаивать свою точку зрения, проявлять самостоятельность. Среди неадаптированных «пессимисты» чаще встречаются люди с авторитарным характером социализации, те, кому не позволялись споры и проявление самостоятельности, с кем родители не стремились устанавливать равноправные отношения. Модели отношений между родителями и ребенком определяются не только распределением ролей, но степенью эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей. Наиболее тяжелые последствия для ребенка оставляют эмоциональное отвержение, безразличие. Дети, воспитанные без родительской любви, отстают в интеллектуальном развитии, они отличаются эмоциональной незрелостью, повышенной агрессивностью, появлением чувства «выученной беспомощности». Все это приводит к апатии, потере любознательности инициативы, страху принципы и содержание семейного воспитания новыми ситуациями и людьми. Другой полюс эмоциональных отношений к ребенку — воспитание кумира семьи, чрезмерное обожание, которое принципы и содержание семейного воспитания к развитию неадекватно высокого уровня притязаний, безудержному стремлению к превосходству без должного упорства и опоры на собственные силы и возможности. Еще один вид эмоциональных отношений — нарочитое лишение любви. Если ребенок делает что-то не так, родители не наказывают его, а просто начинают игнорировать: не разговаривают с ним, не замечают его присутствие. Такое поведение родителей у одних детей вызывает чувство бессильного гнева, вспышки агрессии, у других порождает чувство собственной ненужности, одиночества. Послушание достигается за счет обесценивания себя, потери чувства собственного достоинства. Другой способ — формирование у ребенка чувства вины, упрекая его в неблагодарности, в том, что он «доставляет одни неприятности», «доводит до сердечного приступа» и т. Такое поведение родителей, возлагающих на ребенка ответственность за жизнь и благополучие близких, настойчивое требование успехов вызывает у ребенка страх оказаться виноватым в неблагополучии родителей, блокирует инициативность и самостоятельность, приводит к невротическим состояниям. Стратегия воспитания — это система поощрения и наказания, контроль и требования, принципы и содержание семейного воспитания родителями. Стратегии определяются двумя факторами. Во-первых, характером распределения семейных ролей. В патриархальных семьях ведущими методами воспитания выступают наказание и ограничения. Дети в таких семьях вырастают послушными, боязливыми, неагрессивными, не слишком настойчивыми в достижении своих целей. В эгалитарных семьях, где родители принимают принципы и содержание семейного воспитания сообща, на паритетной основе, наказания используются реже, преобладает демократический стиль воспитания. Дети вырастают социально активными, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют умеренно выраженное стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю. Второй фактор принципы и содержание семейного воспитания представлениями родителей о цели воспитательного процесса, о том, чему нужно учить детей и какие качества в них воспитывать. В современном российском обществе происходят серьезные изменения в ценностных ориентациях. Напомним, что ценности — это социологическое понятие, используемое для обозначения объектов, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного. В процессе воспитания человек присваивает ценности, и они становятся его взглядами, установками, мотивами и регуляторами поведения. Поэтому на уровне социума ценности меняются значительно быстрее, чем на уровне отдельного человека. Более того, человек может и не изменить свои идеалы, оставаясь приверженцем ранее сформированных взглядов. Поэтому сегодня наблюдается следующая ситуация. Традиционную модель ценностей, к которой относятся ценности морали, выраженные в трудолюбии, честности, принципы и содержание семейного воспитания, а также такие психологические качества, как аккуратность, опрятность, вежливость, послушание, дисциплинированность, бережливое отношение к деньгам и вещам, продолжают разделять люди старшего поколения. Модернистские ценности связаны с самоопределением, независимостью, самореализацией личности. Многие молодые родители принимают эти ценности и стремятся воспитывать детей самостоятельными и независимыми, активными и целеустремленными, любознательными интеллектуально развитыми, стремящимися к успеху, а также терпимыми к мнениям и взглядам других людей. Однако в реальной практике дать такое воспитание ребенку удается далеко не всем, ибо сами родители должны, по крайней мере, обладать этими качествами и уметь их воспитывать. В противном случае они лишь транслируют то, что получили от своих родителей и чем обладают сами. Принципы и содержание семейного воспитания словами, принципы и содержание семейного воспитания знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось. По данным социологических исследований, новые ценности фиксируются у той части молодежи, чья социализация пришлась на начало перестройки и эпоху реформ. Они взрослели уже в новой социальной реальности, в системе совсем других ценностных приоритетов, и поэтому качества, прививавшиеся им в процессе раннего семейного воспитания, в иерархии ценностей уступили место модернистским. Ценности воспитания неизбежно влияют на содержание семейного воспитания, которое формирует базовую культуру личности в совокупности всех ее компонентов. С момента рождения ребенка первое место в содержании семейного воспитания занимает его физическое развитие, создание условий для укрепления здоровья. Подготовка к школе — серьезное испытание для родителей: требуется следить за интеллектуальным развитием ребенка, его воображением, способностью к символическому замещению, к произвольности психических процессов, в частности памяти, овладению речью, воспитывать трудолюбие и т. На всех этапах семейного воспитания важное значение имеет формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации. В семье происходит трудовое воспитание, освоение бытовых и семейных обязанностей, происходит процесс социальной и профессиональной ориентации. Экономическое воспитание определяется семейным укладом, отношением к деньгам, способам их зарабатывания и траты. Ребенка учат соотносить свои потребности с экономическими возможностями семьи. Эстетическое воспитание начинается с детских игрушек, одежды ребенка, интерьера помещения, эстетики всего окружающего пространства. Нравственное, гражданское воспитание, как и любое другое, строится на подражании взрослым. Подчеркнем, что семейное воспитание, непосредственно пересекаясь с воспитанием школьным детсадовским, вузовскимисходит из принципов взаимодоверия, сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.



copyright © loran-travel.ru